Вместо эпиграфа

 

«В 317 году в Египте разгорелась полемика, последствия которой стали поистине пагубными. Поводом для этого рокового противостояния, породившего прискорбные разделения в христианском мире, была доктрина о Боге в трех Личностях, доктрина, которая в предыдущие три столетия, к счастью, избегала праздного любопытства исследователей».1

 

«Вглядываясь в глубь веков, в течение которых господствовала идея Троицы… мы начинаем понимать, что это учение — одно из тех, что произвели величайшее зло».2

 

«Христологические доктрины на практике никогда не выводились из утверждений Писания логическим путем… Церковь на практике (несмотря на все теоретические заверения) никогда не основывала свою христологию только лишь на свидетельствах Нового Завета».3

 

«Греки заменили концепцию Иисуса как уполномоченного посредника идеей онтологического тождества, создав набор алогичных символов веры и учений, дабы запутать и устрашить последующие поколения христиан».4

 

«Новый Завет никогда не называет Иисуса Богом».5

 

«Ввиду того, что Троица является важнейшей частью позднего христианского учения, поражает тот факт, что этот термин ни разу не встречается на страницах Нового Завета. Подобным же образом в рамках Канона невозможно обнаружить и разработанную в поздних символах веры концепцию о трех равностатусных личностях Божества».6

 

«Как можно провести разграничение между Богом, который стал человеком, и Богом, который им не стал, не нарушив при этом единство Бога и не изменив христологию? Ни Никейский собор, ни отцы Церкви четвертого века не смогли вразумительно ответить на этот вопрос».7

Энтони Баззард, Чарльз Хантинг. «Учение о Троице. Самообман Христианства

«Принятие небиблейской формулировки в Никее стало поворотным пунктом в истории развития догмы; Троица истинна, поскольку на этом настаивает Церковь — вселенская Церковь в лице епископов, — хотя в Библии об этом нет ни слова! До нас дошла формула, но что стоит за этой формулой? Ни одно дитя Церкви не осмелилось ответить на этот вопрос».8

 

Предисловие

 

Читая книгу «Учение о Троице: Самообман христианства», я вновь и вновь восхищаюсь первообразным христианским (и еврейским) учением о том, что «Бог Один». Если у кого-то в сознании и жизни остаются никейские пережитки, эта книга полностью удалит их.

 

Энтони Баззард и Чарльз Хантинг предлагают ясные, легко читаемые толкования ключевых отрывков Писания, традиционно искажаемых призмой тринитаризма. Приятно читать лаконичные высказывания, которые обязательно запечатлеются в сознании читателя. В качестве примера можно привести толкование великого исповедания Фомы в Евангелии от Иоанна 20:28. Фома узнал в воскресшем Иисусе того, кому было предуготовано стать «Богом» грядущей эры, сместив сатану, «бога» настоящего века. Однако, обращаясь словами «Господин» и «Бог», Фома использует звания Мессии, аналогичные Божьему званию, данному в Ветхом Завете ангелу Господню как представителю Бога. Только что сомневавшийся апостол не мог вдруг принять Никейский или Афанасиевский символ веры и начать усматривать в своем Господине «Бога от Бога». Нельзя силою подгонять Евангелие от Иоанна под более поздние гипотезы греческих теологов.

 

В книге не оставлен без рассмотрения ни один отрывок, используемый тринитаристами. (Это относится, в том числе, и к загадочному высказыванию Иисуса в Евангелии от Иоанна 8:58, которое следует рассматривать наряду со многими другими параллельными христологическими утверждениями Евангелия от Иоанна и остальных Писаний.) Красной нитью проходит через всю книгу фундаментальная идея о том, что гипотеза предсуществования Христа в качестве Бога Сына вытеснила из богословской науки истину о его человеческой природе.

 

В этой связи Баззард и Хантинг выдвигают интригующий тезис: послания Иоанна — ответ автора гностикам-еретикам, искажавшим истины Евангелия. Иоанн называет их отношение к его Евангелию «антихристовым».

 

Однако авторы книги «Самообман христианства» не голословны в толковании спорных мест Писаний. Они подтверждают свои мысли словами видных теологов Европы и Северной Америки. Знание предмета и всей гаммы богословских воззрений по обсуждаемому вопросу очевидно и впечатляюще.

 

Книга написана живым языком с достаточной долей юмора, что отличает ее от жанра учебной литературы. Профессор Баззард и Чарльз Хантинг отмечают, что одним из величайших чудес христианства является успех постбиблейских богословов в распространении идеи о том, что три Личности, на самом деле, — это Один Бог. Павел имел возможность вы­сказаться перед всем советом Божьим (Деян. 20:28). Почему он не растолковал суть доктрины о Троице?

 

В одном из эпизодов, в Иоанна 17:3, Иисус употребляет слово «единственный» («Единый Истинный Бог»). Авторы пишут, что было бы крайне подозрительным, если бы кто-нибудь заявил, что у него «единственная жена», и при этом его семья включала бы в себя трех женщин, которых он называл бы одной женой!

 

Павел объяснил коринфянам, «что нет иного Бога, кроме Единого*», отождествляя Одного Бога только с Отцом. Далее он продолжил: «не у всех такое знание». Авторы добавляют: «Так и хочется сказать, что не так уж много изменилось с тех пор».

 

В связи с этим, очевидно, что доктрина Троицы — не что иное, как разработанный богословами миф. Христианство осуждает мир за то, что человечеству навязывается недоказуемая теория эволюции. Однако фундаментальное христианство навязывает миру идею равно проблематичную — идею многоликого Бога.

 

Известно, что протестантская Реформация затронула множество аспектов христианства, но углубилась лишь до уровня Никейского собора. Там она наткнулась на затор, на баррикаду, состоявшую из проблем, созданных политикой, философией, фанатизмом, завистью и интригой. Авторов этой книги нельзя остановить никакими подобными заторами, ни Никеей, ни Халкедоном…

 

Книга «Самообман христианства» не пытается перепрыгнуть через заторы ранних церковных соборов или обойти их околицей. Она встречается с ними лоб в лоб, проходит сквозь них и достигает более авторитетных «символов веры» Иисуса и апостолов. Если Иисус не был тринитаристом, а это бесспорно, то почему ими должны были стать его последователи?

 

Читатель непременно задумается над названием книги (в английском оригинале — «Рана, нанесенная христианством самому себе»). Оно более всего соответствует основной идее авторов. Если говорить о первоначальном еврейском христианстве Иисуса и апостолов, ему нанесена едва не ставшая смертельной рана. Пациент избежал смерти лишь благодаря библейскому принципу остатка, который всегда сберегается Богом. Выражаясь иначе (образ мой, а не авторов), догма Троицы — это то самое зелье из болиголова, которое гностически настроенные богословы с завидным постоянством предпочитали пить, смешивая чистую струю еврейского учения с ядом греческой философии. Затем они силой заставили своих учеников принять эту смесь. Отказываясь, ученик обрекал себя на вечное проклятье.

 

Если у книги есть ключевой текст, то это Евангелие от Иоанна 17:3: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». В этой связи авторы делают особое ударение на том, что Иисус был Сыном Бога от зачатия, но не от вечности (Лука 1:35). Он пришел в мир en sarki, человеком, а не в человеческом теле (ср. Иоанна 4:2; II Иоанна 7).

 

Много лет назад тринитаризм отнял право у нетринитарных верующих называться христианами. Афанасиевский символ веры славится тем, что обрекает таковых на проклятье. Авторы восстают против этого обвинения, показывая, что «вечная жизнь» (жизнь грядущего Царства) имеет отношение, прежде всего, к знанию истины о Боге и Иисусе (Иоан. 17:3; I Тим. 2:4, 5). Как раз именно тринитаристам следует обороняться, а не библейским унитаристам. Среди последних немало героев веры, и авторы книги много рассказывают нам об их малоизвестных подвигах.

 

Данная книга служит обвинительным актом центральной догме исторического или традиционного христианства — верованию, основание которого сотворено соборами и символами веры, о чем знают немногие. Христианство по сей день раболепно простирается перед позолоченным троном Константина. Его догмы породили кровавые, трагические события истории. Подлинное же учение подверглось искажению.

 

И в то же время содержание и цель книги «Самообман христианства» позитивны. Она не выносит окончательный вердикт, но пытается рассказать пациенту о ране на его теле и предлагает исцеляющий бальзам объединяющей веры самого Иисуса Христа. Она предлагает такие формулировки вероучения, которые больше соответствуют вере и учению Иисуса о Боге и о самом себе. Будем молиться о том, чтобы слова этой книги не были оставлены читателем без внимания.

 

Сидней Хэтч,

бакалавр искусств (UCLA),

магистр богословия (Американская баптистская семинария Запада),

магистр теологии (Теологическая семинария Далласа).

1 J. L. Mosheim, Institutes of Ecclesiastical History (New York: Harper, 1839), 1:399.

2 Andrews Norton, A Statement of Reasons for Not Believing the Doctrine of the Trinitarians

3 Concerning the Nature of God and the Person of Christ (Hilliard, Gray & Co., 1833), 287.

4 Maurice Wiles, The Remaking of Christian Doctrine (London: SCM Press, 1974), 54-55.

5 Professor G. W. Buchanan, from correspondence, 1994.

6 William Barclay, A Spiritual Autobiography (Grand Rapids: Eerdmans, 1975), 50.

7 “Trinity,” in The Oxford Companion to the Bible (Oxford University Press, 1993), 782.

8 I. A. Dorner, The History of the Development of the Doctrine of the Person of Christ (Edinburgh: T&T Clark, 1882), Div. I, 2:330.

9 “Dogma, Dogmatic Theology,” in Encyclopedia Britannica, 14th edition (1936), 7:501, 502.

* Здесь и далее в книге прилагательное «единый» в словосочетании «Единый Бог» имеет значение «один, единственный», но не «объединенный». Это значение соответствует оригинальному библейскому тексту и замыслу этой книги. – Прим. пер.

Сайт создан в системе uCoz