Святой Дух: третья личность или Бог в действии?

 

«Традиционное представление о Святом Духе как об отдельной божественной личности развилось с течением времени. Первые христиане не разделяли это убеждение». — Бэзил Уилберфорс, доктор богословия.

 

Согласно ортодоксальному тринитаризму, Святой Дух является третьей ипостасью вечного Божества, единосущной с Отцом и Сыном. При этом данная «личность», или «ипостась», Бога не имеет личного имени. Вопрос, поднимаемый противниками тринитаризма, звучит так: действительно ли Библия подтверждает веру в третью «сущность» (говоря языком тринитаристов), которая настолько же отлична от Отца, как и Сын?

 

Если читать Писание, не примешивая к нему более поздние символы веры, трудно увидеть в нем явные указания на то, что Святой Дух является «личностью» (что бы это ни значило — тринитаристы, по-видимому, и сами не в состоянии дать точное определение этому слову), отличной от Отца и Сына. Привычное, но достаточно спорное придание Духу свойств одушевленного существа заставляет нас думать о нем как о третьей личности.

 

Проблема восприятия Духа как третьей личности триединого Бога отражена в замечательном признании видного руководителя греческой православной церкви Григория Назианзина, который в 381 г. н.э. утверждал: «Некоторые из мудрых, что среди нас, считают Святой Дух силой [энергия], другие — существом, третьи — Богом, четвертые не желают придерживаться какого-либо мнения из уважения (как они говорят) к Писаниям, которые не дают четкого ответа на этот вопрос»1.

 

Где же была Троица в течение трехсот лет, которые минули со времени смерти апостолов до принятия греческой традиции? Упомянутый нами теолог, по-видимому, слишком поздно усвоил доктрину, которая, согласно общепринятому мнению, восходит еще к апостолам. Если мы внимательно прочтем Библию «от корки до корки», увидим ли мы в ней подтверждения тринитарному взгляду на природу Духа? Тому, кто изучит стандартные библейские словари, станет ясно, что девяносто восемь процентов всей библейской информации вполне позволяют определить Дух как Бога в действии, Бога в процессе общения, Его силу и индивидуальность, воздействующие на творение многообразными способами.

Энтони Баззард, Чарльз Хантинг. «Учение о Троице. Самообман Христианства

Оставшиеся два процента могут использоваться для подтверждения доктрины развившегося позже тринитаризма, но оправданно ли это? Разве Дух — это не энергия Бога, вдохновляющая людей на доблестные подвиги, наделяющая их особым даром или чудотворной силой, и, главным образом, приносящая людям божественную истину? Допуская тот факт, что Пятидесятница ознаменовала нечто новое, а именно сосредоточение Духа в личности воскресшего Христа, в остальном не следует изменять первоначальное значение слова «дух». Это Божья живительная и вдохновляющая энергия и Его высший разум, которые проявляются и передаются через Христа, от сердца к сердцу, тем, кто ищет Его и Его истины.

 

Слово «дух» в Библии имеет несколько различных значений. Все они, тем не менее, связаны с основной идеей невидимой силы и разума. В обоих Заветах термин «Святой Дух» описывает творящую и вдохновляющую энергию Бога. Это Бог в действии, определенная грань Его личности. Всякий раз, когда действует Дух, мы видим присутствие Бога: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:12, 13). Несколькими стихами ранее Давид говорит о том, что страстно желает иметь «истину в сердце» и способность познавать мудрость (Пс. 50:8)2. Действие, производимое Божьим Духом в Давиде, непременно принесет желаемый плод. В другом отрывке «Дух» приравнивается к присутствию, «лицу» Бога: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138:7). В Псалме 32:6 видна тесная связь между Божьим Духом и Его созидательной деятельностью: «Словом Господа сотворены небеса, и духом [или «дыханием»; ивр. руах; Септуагинта — пневма] уст Его — все воинство их». Тот факт, что «дух» и «дыхание» на иврите и на греческом являются одним и тем же словом, указывает на корневое значение слова «дух» — Божья созидательная сила, энергия, стоящая за Его словами.

 

Дух Божий, безусловно, не является абстрактной силой. Поскольку это Бог в действии, он одушевлен. Божий Дух — это индивидуальность Бога, взаимодействующая с творением. Грешные люди могут оказывать ему сопротивление. Поэтому бунт Израиля приравнивается к огорчению Святого Духа (Ис. 63:10). В том же контексте мы видим, что «Ангел лица» Бога активно участвовал в спасении Божьего народа (Ис. 63:9). Это свидетельство того, что ангелы являются деятельными посредниками Бога, взаимодействующего с человечеством. Лука пишет, что «Ангел Господень» говорил с Филиппом (Деян. 8:26). Тремя стихами позже мы читаем, что «Дух сказал Филиппу» (стих 29). «Ангел Духа» упоминается в еврейской литературе; этот факт может объяснить непрямую ссылку Луки на Божьего посланника, выступающего от лица Духа Божьего3.

 

Свидетельства, предоставляемые Писанием, не позволяют считать Божий Дух личностью, отличной от Единого Бога в том же смысле, в каком Сын отличен от Отца. Существует разница между тем, как Библия описывает Сына и Отца, и тем, что она говорит о Духе. Бог и Христос — это разные личности, равно достойные поклонения: Отец — как Создатель, а Сын Иисус — как исполнитель и посредник в деле спасения человечества. При этом у Святого Духа нет личного имени. Почему в тексте Писания мы нигде не видим, чтобы Святому Духу поклонялись или молились? Ни разу Святой Дух не передает приветствий церквям. Когда апостолы пишут церквям, они передают приветствия только от двух личностей — от Отца и Сына. Довольно странно, что Павел постоянно забывал упомянуть третью личность Троицы, если он верил в ее существование. Когда он призывает Тимофея хранить веру, он говорит это пред «Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами» (I Тим. 5:21).

 

Ведущий библеист нашего времени, приверженец англиканской церкви, судя по всему, отвергает идею о том, что Библия изображает Дух как третью личность:

 

Спрашивать о том, действительно ли в Новом Завете дух представлен как личность в современном смысле слова, — это все равно что спрашивать, является ли личностью дух Илии. Безусловно, Дух Божий — личность; это Божья дюнамис [сила] в действии. Однако Святой Дух не является личностью, существующей независимо от Бога. Говоря о Духе, мы подразумеваем личное участие Бога в истории или же личное участие Воскресшего Христа в жизни и свидетельстве Церкви. Новый Завет (и даже труды отцов Церкви в целом) нигде не изображают Дух как нечто большее, чем мудрость Бога, как независимую личность.4

 

Лука, тщательно подбирая слова в трех важнейших отрывках, показывает тем самым взаимозаменяемость терминов «дух» и «сила»: Иоанн Креститель станет предтечей Мессии «в духе и силе Илии» (Лук. 1:17). Ангел, возвестивший Марии о зачатии Сына Божьего, сказал ей: «Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя» (Лук. 1:35). Когда Иисус провозглашает о сошествии Святого Духа в Пятидесятницу, он говорит: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук. 24:49). Термин «Дух Божий» заменен в параллельном отрывке словосочетанием «перст Божий» (Мат. 12:28; Лук. 11:20), которое едва ли можно отнести к некой личности.

 

Дух, действовавший в ранней Церкви, понимался как «дух Иисуса», то есть как его личность, способная наделять силой и вдохновлять верующих. Лука пишет: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян. 16:6, 7). Очевидно, нет существенной разницы между Духом Божьим и Духом Иисуса: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим. 8:9). В том же отрывке Павел пишет о Духе, ходатайствующем за святых. Поскольку нигде он не изображает Дух как третью личность, очевидно, он не проводит разграничения между ходатайством Духа и ходатайством Христа, упомянутым в том же контексте (Рим. 8:27, 34). Так как сам Христос пребывает с Отцом, Дух его действует в сердцах верующих.

 

Некоторые утверждают, что Святой Дух обладает разумом и милостью, а потому его следует считать третьей личностью наравне с Богом и Христом. Например, Неемия пишет, что Бог дал народу «Духа… благого, чтобы наставлять их» (Неем. 9:20). Очевидно, что Дух Божий обладает всеми характеристиками Бога. Однако не следует воспринимать его как отдельную личность. Более простое объяснение предлагает Павел, когда сравнивает Дух Божий с духом человеческим. Он начинает с рассуждения о Божьем Духе: «Дух все проницает, и глубины Божии». Затем он сравнивает деятельность этого «духа» с внутренним самосознанием человека. «Ибо кто из человеков знает, что [или: какие мысли] в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего [или: Божьих мыслей] никто не знает, кроме Духа Божия» (I Кор. 2:10, 11). Дух человека так же соотносится с мыслями человека, как Дух Божий с мыслями Бога. Святой Дух, таким образом, — это «святой разум», откровение мыслей Бога. В Еврейской Библии зачастую дух и сердце тесно взаимосвязаны и даже взаимозаменяемы. Что еще может так успокоить душу, как не тот факт, что Бог открывает нам Свои сокровенные намерения и цели, говоря к сердцу человека, Своего творения, и осуществляет это взаимодействие посредством Своего созидательного разума и духа?

 

Известные авторы, придерживающиеся тринитарного учения, по-видимому, вышли далеко за рамки свидетельств Писания, утверждая, что третья ипостась Троицы участвовала в беседе, когда Бог произнес: «Сотворим человека по образу Нашему» (Быт. 1:26). Торрей писал:

 

Многие говорят, что доктрина Троицы не содержится в Ветхом Завете, что она является новозаветной, но не ветхозаветной. Однако доктрина Троицы присутствует в Ветхом Завете уже в первой главе Библии. В Книге Бытия 1:26 мы читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему».5

 

Требуется богатое доля воображение, чтобы узреть здесь обращение Бога к Святому Духу. Бог не разговаривает с собственным Духом. Скорее, Он говорит с Самим Собой (если только под «духом» здесь не подразумевается ангел, посланник Бога). Есть ли в Писании намеки на то, что Бог разговаривает со Своим Святым Духом? Подобная идея чужда Библии, как и идея о том, что следует поклоняться Святому Духу и благодарить его, как советует Торрей6. Хвалебный гимн, призывающий нас «воздать хвалу Отцу, Сыну и Святому Духу», мог появиться только в той среде, где утеряна библейская доктрина Духа. Торрей пошел еще дальше и заявил, что исповедание «Шма»  (Втор. 6:4) на самом деле является символом веры тринитаризма7. Форма множественного числа слова элоѓим стала основанием для подобного рода утверждения, хотя большинство ученых-тринитаристов давно отвергли это понимание. К сожалению, популярные издания пользуются большим спросом, а серьезные исследования признанных авторитетов в области древнееврейского языка остаются незамеченными.

 

В своих последних беседах с учениками Иисус говорил об «утешителе», который придет, чтобы ободрить верующих после того, как он отправится к Отцу. Поскольку греческое слово «утешитель» (параклетос) стоит в греческом оригинале в форме мужского рода, переводчики, разделяющие идею «третьей ипостаси Троицы», склоняют слово «Дух» как одушевленное и пишут относящиеся к нему местоимения с прописной буквы. Тот же «утешитель» является «духом истины», а этот титул едва ли подразумевает личность. Если не воспринимать Святой Дух как личность, отличную от Отца и Сына, текст должен звучать следующим образом:

 

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого утешителя, да пребудет с вами вовек, дух истины, который мир не может принять, потому что не видит его и не знает его; а вы знаете его, ибо он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Утешитель же, Дух Святый, который пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Иоан. 14:15-18, 26).

 

Весьма назидательны комментарии тринитариста Джеймса Денни:

 

В данном отрывке примечательно новое имя, данное Духу, – «другой Утешитель». В самом деле, новым здесь является только имя. Оно соответствует единственному обещанию Духа, которое мы находим в синоптических Евангелиях. Выражение «другой Утешитель» подразумевает, что ученики уже имели одного утешителя, а именно Самого Иисуса. Пока Он находится с ними, Он укрепляет их, а когда Он уходит, Его место занимает Дух. Теперь с ними другая сила, которая делает для них то же самое, что раньше делал Иисус. Действительно ли это другая сила? В I Иоан. 2:1 Иисус назван ходатаем (утешителем), уже после Пятидесятницы, и даже здесь (Иоан. 14:18) Он говорит: «Приду к вам». Присутствие Духа — это присутствие Самого Иисуса в Духе.8

 

Отождествление Духа Божьего, или Духа Христа, с животворящей силой и индивидуальностью Бога и Христа очевидно и в остальной части Писания. Иисус говорит ученикам: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мар. 13:11). В книге Луки ясно указывается, что Дух, говорящий через учеников, — это сам Христос: «Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам» (Лук. 21:14, 15). Это обещание воплотилось в жизнь, когда враги Стефана «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6:10). Примечательно, что «Дух Святый» (Мар. 13:11) в параллельном отрывке, Мат. 10:20, — это «Дух Отца вашего». Оба отрывка проясняются Лукой, в понимании которого Божий Дух — это Бог в действии, сообщающий Свои слова и мудрость ученикам, представшим перед врагами (Лук. 21:15). Такой взгляд на природу Духа полностью согласуется с Еврейскими Писаниями. Однако на основании данных отрывков невозможно назвать Дух личностью, отличной от Отца и Сына.

 

Неужели эти веские свидетельства, которые в Писании мы находим практически повсюду, следует проигнорировать всего лишь из-за нескольких стихов в Евангелии от Иоанна? Алан Ричардсон приходит к выводу, что для Иоанна «сошествие Духа подразумевает сошествие Самого Христа… Дух, истолковывающий Писания, — это не кто иной, как Сам Господь»9. Иоанн сам называет Христа утешителем в своем первом послании (I Иоан. 2:1; в Синод. пер. — «ходатай». — Прим. пер.). Это единственное место, где также употребляется греческое слово параклетос. Павел разделяет это убеждение. Он пишет: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (II Кор. 3:17).

 

Ученый-тринитарист, толкователь Евангелия от Иоанна, подытоживает результаты своих исследований: «Мы не должны заключать, что Иоанн считал Дух личностью в том смысле, как это понималось более поздним церковным учением. Рассуждения в книге Иоанна касаются отношения Отца к Сыну и не содержат указаний на существование третьей равнозначной личности Божества»10.

 

Другой библейский ученый позапрошлого века дал следующее определение утешителю: «Олицетворенная божественная сила, действующая в роли помощника, сравнивается здесь, как и в Иоан. 15:26, с представителем князя, который говорит только то, что было доверено ему пославшим его, отражая его волю»11.

 

У нас нет достаточных доказательств того факта, что Павел верил в «Бога в трех лицах». Мы уже увидели, что Павел понимал Дух как самосознание и разум Бога. В том же отрывке, где он упоминает о Духе как о небесной силе, отличной от Отца, помогающей христианам в молитве, он пишет и о Христе, который «ходатайствует за нас» (Рим. 8:26, 34). Дух — это сам Христос, простирающий свое влияние на верующих.

 

Суммируя все факты, мы можем сказать, что Святой Дух в Еврейской Библии (Ветхом Завете) никогда не рассматривался как личность, независимая от Отца. Нижеследующее утверждение было сделано известным профессором, знатоком библейских языков:

 

На основании отрывков Ветхого Завета, упоминающих о Святом Духе, нельзя доказать, что он является личностью Божества. В наши дни [1775] в среде образованных толкователей стало практически общепринято считать, что на языке евреев «Святой Дух» означает не более чем божественную вдохновляющую силу и не относится к личности12.

 

А что утверждает по этому поводу Новый Завет? Наш современник, Карл Ранер, говорит просто: «Хо теос [Бог] в Новом Завете никогда не используется по отношению к пневма хагион [Святому Духу]»13. Книга Деяний 5:3, 4 не исключение. Некоторые тринитаристы выдвигают эти стихи в качестве доказательства существования третьей личности Троицы — Бог Святой Дух. Отрывок приравнивает ложь Святому Духу ко лжи Богу. Здесь Святой Дух подразумевает силу и власть, которыми Бог наделил Петра. Люди, которые лгут апостолам, говорящим от имени Бога и Его Духом, поистине лгут Духу и Богу. Эта мысль находит подтверждение в словах Павла: «Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего» (I Фес. 4:8). Этот эпизод имеет примечательную параллель в Ветхом Завете, когда израильтяне взбунтовались против Моисея и Аарона. Моисей сказал им: «Не на нас ропот ваш, но на Господа». Тот факт, что ропот против Моисея и Аарона был неповиновением Богу, не делает Моисея и Аарона частью Божества (Исх. 16:2, 8). При этом Дух Божий действительно пребывал в Моисее, а потому, взбунтовавшись, израильтяне, как сказано в Псалмах, «огорчили дух его», Моисея (Пс. 105:33), или же Ангела лица Божьего, который был облечен властью и силой Иеговы (Ис. 63:9-11)14.

 

Создается впечатление, что выдающиеся тринитаристы иногда придерживаются официальной доктрины вопреки собственным наблюдениям относительно способа ее выражения. Лютер не любил термин «Троица»: «Слово Троица” нигде в Священном Письме не встречается, будучи человеческим изобретением, а потому оно не находит отклика в душе»15. Кальвин чувствовал, что молитва Триединому Богу не соответствует Писанию: «Я не выношу этой вульгарной молитвы, Святая Троица, единый Бог! Помилуй нас!”. Она отдает варварством. Мы отвергаем подобные выражения, которые не просто безвкусны, но кощунственны»16.

 

Но если Бог на самом деле является Троицей, откуда берутся подобные возражения? Если Иисус Бог, а Мария была его матерью, что плохого в выражении «Божья матерь», против которого так ополчились протестанты? А если Святой Дух — это независимая личность, не будет ли более уместно считать отцом Иисуса именно его, а не Бога-Отца? Ведь это Дух способствовал чудесному зачатию Иисуса в чреве Марии (Лук. 1:35).

 

Когда апостол Иоанн, будучи уже зрелым человеком, писал свое первое послание, он употреблял слова «дух» только в значении Божьей деятельности и особого дарования, которым наделялись христиане: «Что мы пребываем в Нем и он в нас, узнаём из того, что Он дал нам [долю] от Духа Своего [эк тоу пневматос аутоу]» (I Иоан. 4:13). Бог не отдает человеку долю личности, но может наделить его долей Своего разума и силы. Иоанн подразумевает нечто такое, что имеет количественную характеристику, как и Петр, который цитирует отрывок, говорящий об излиянии «от Духа Моего» (Деян. 2:17). Личность невозможно излить. Однако Бог может даровать Свою безграничную силу. Выражения, при помощи которых описан Дух, не позволяют говорить о нем как о третьей личности. В другом отрывке Иоанн пишет о том, что «Дух свидетельствует», поскольку присутствует в качестве истины в нашем разуме (I Иоан. 5:6). Как известно, за этими словами следует стих, который, как считается, был умышленно вставлен в оригинальный текст. В нем говорится о трех свидетелях «на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино». Эти слова «не должны находиться в Новом Завете»18. Современные переводы Библии не включают этот стих. Впервые они появились на греческом только в 1215 году как перевод из латинского труда «Деяния Латеранского Собора». Только в шестнадцатом веке эти слова стали частью греческих рукописей, будучи всего лишь переводом латинской версии Библии. Поручение Иисуса ученикам идти и крестить народы «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мат. 28:19) не может использоваться как свидетельство того, что Иисус разделял идею Троицы, Бога, единого в трех лицах. Он почитал Отца за «Единого Истинного Бога» (Иоан. 17:3) и твердо придерживался унитаристского символа веры Израиля (Мар. 12:29). По словам тринитариста Михаэлиса, «невозможно понять из данного отрывка, является ли Дух личностью. Возможно, Иисус подразумевал следующее: крестящиеся должны в момент крещения исповедать веру в Отца и Сына и в учение, привитое им Святым Духом»19.

 

Благословение Павла, включавшее «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (II Кор. 13:14), — это не формула тринитаризма, хотя его можно истолковать и так, если подходить к тексту предвзято, считая, что Павел разделял идею Бога в трех лицах. В других местах Павел писал об «общении Духа» и «утешении во Христе» (Фил. 2:1). Эти отрывки можно истолковать как влияние Иисуса на верующих через его Дух, действующий в них. Необязательно при этом постулировать существование третьей ипостаси Троицы. Необычное использование пневма хагион (святой дух) товарищем Павла, Лукой, является веским свидетельством в пользу того, что для него Дух был божественным влиянием, а не третьей личностью. Лука пишет: «устами… Давида… сказал духом Святым» (Деян. 4:25). Эта фраза вызывает в памяти слова самого Давида: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (II Цар. 23:2). В еврейской литературе новозаветного периода мы находим похожие описания вдохновленности: «Дух праведности низошел на уста Иакова» (Книга Юбилеев 25:14). Подобные выражения не согласуются с идеей отдельной личности. С этой же трудностью сталкиваются тринитаристы и тогда, когда Духу приписывается количественная характеристика. Например, Малахия пишет об «остатке духа» (Мал. 2:15; в синодальном переводе — «превосходный дух». — Прим. пер.). Иоанн также говорит о том, что Дух дается в разном количестве. Иисус получил полную «меру» (Иоан. 3:34). Подобно этому, Павел пишет о «восполнении Духа Иисуса Христа» (Фил. 1:19; в Синод. пер. — «содействие Духа». — Прим. пер.). Все эти выражения подразумевают скорее источник, хранилище силы, нежели личность. Важно отметить, что Павел нуждался в молитвах Церкви, дабы Святой Дух постоянно поддерживал его.

 

Серьезную проблему для тринитаризма представляет тот факт, что в самом начале постбиблейского периода о Духе нигде не говорится как о третьей ипостаси Божества. Первое официальное тринитарное определение Святого Духа появляется не ранее чем в 381 году н. э. на Константинопольском соборе. Только тогда была провозглашена доктрина «Бога в трех лицах». В течение более чем трех веков, минувших со времени служения Иисуса, руководители Церкви не были уверены по поводу природы Святого Духа. Но и впоследствии многие из них не воспринимали Святой Дух как личность20. Таким образом, доктрина о непрерывной тринитарной традиции, якобы восходящей к писаниям апостолов, — не более чем миф.

 

Библейские факты не вступают в противоречие с идеей о том, что Дух — это разум, сердце и индивидуальность Бога и Христа, простирающиеся на творение. У Духа есть личность, поскольку он отражает личности Отца и Сына. Святой Дух — это Отец и Сын, взаимодействующие с Церковью, обучающие, назидающие и вдохновляющие ее. Мы не видим необходимости в доктрине о третьей ипостаси, личности, отличной от Бога и Его Сына. Тем не менее, в Библии действительно есть подтверждения существованию «троицы», состоящей из Отца, Сына и верующих, объединенных Святым Духом. Так, Иоанн изображает Иисуса молящимся следующими словами: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино… Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» (Иоан. 17:21, 23). Святой Дух, Дух истины — это разум Творца, по милости Его ставший доступным страдающему человечеству. Возможность приобщиться к Святому Духу присутствует в словах Иисуса, которые «суть дух и жизнь» (Иоан. 6:63). Христиане имеют помазание, которое преподает им подлинное учение, помогает противостоять разрушительной лжи дьявола, позволяет постоянно пребывать в единстве со Христом (I Иоан. 2:27). К сожалению, вместо того, чтобы изучать истинные функции Святого Духа, мы уделяем основное внимание роль спорам о том, является ли Дух третьей ипостасью Божества. Дух играет чрезвычайно важную роль, являясь созидательной и взаимодействующей силой Самого Бога, Который раскрывает Свое сердце Своим творениям. «Дух говорит» – это то же самое, что и «Бог говорит». Слово, мудрость и дух тесно связаны между собой. Всё это божественные характеристики Единого Бога, а не личности, независимые от Него. Не нужно рассматривать Дух как третью личность. Такой подход создает теоретическую проблему (с катастрофическими последствиями). Эта проблема возникла, когда божественное свойство (которое в Библии иногда может одушевляться) было превращено в личность.

 

Существуют веские основания для проведения аналогии между выражениями «дух Илии» (Лук. 1:17) и «дух Божий». Подобно тому, как дух Илии не является личностью, обособленной от самого Илии, дух Божий не является независимой от Бога личностью. Дух Божий позволяет нам проникнуть в сокровенную сущность Божества. Бог проявляет Себя через Свой дух, главным образом, через слова Писания, которое «богодухновенно» (II Тим. 3:16). Когда «раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6:6), это дух Его огорчился (ср. Еф. 4:30). Когда мы читаем, что очи и сердце Бога пребывали в Храме (III Цар. 9:3), мы можем говорить о том, что дух Его присутствовал там. Тесная взаимосвязь между духом, разумом, сердцем и словом (словами) раскрывается в Книге Притчей 1:23: «Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои». Перевод Моффата делает ударение на другом аспекте значения: «Открою вам мысли мои». RSV (Пересмотренная стандартная версия) подчеркивает интеллектуальную сторону духа: «Изолью на вас мысли мои», в то время как Иерусалимская Библия позволяет нам увидеть еще один смысловой пласт: «Открою вам сердце мое».

 

Божий дух — это Его святой разум, характер и расположение, намерения и цели Его сердца. Посредством Духа мы можем участвовать во всем спектре божественной деятельности, становясь «святыми, как Бог свят», будучи посвященными в тайны, которыми Он стремится поделиться с нами: «Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» (Пс. 24:14).

 

Не ведая о более поздней доктрине, Павел свободно использует «дух» и «ум» как взаимозаменяемые термины, предлагая тем самым апостольское определение Святого Духа. «Ибо кто познал ум [ноус] Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11:34). Древнееврейский текст Книги Исаии, которую цитирует Павел, гласит: «Кто уразумел дух Господа?» (Ис. 40:13). Получая Дух, что равносильно получению «познания истины» (Евр. 10:26), мы приобретаем доступ к Богу, открывающемуся нам в Духе.

1 Цит. в ст.: “Macedonius,” The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge (Grand Rapids: Baker Book House, 1963), 7:112.

2 Ср. выражение «Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3:16), которое показывает тесную связь между истиной и духом, как и в Иоан. 6:63.

3 Видение Исаево 4:21; 7:23; 9:36, 39; 10:4; 11:35. Ангел, возможно, отождествляется с Гавриилом (Видение Исаево 3:16; 11:4). Ср. отождествление с Гавриилом с деятельностью духа в Лук.1:26, 35.  

4 Согласно традиции раввинов, Авраам увидел в видении всю историю своих потомков (Alan Richardson, Introduction to the Theology of the New Testament (London: SCM Press, 1958), 120.

5 R. A. Torrey, The Holy Spirit (Fleming Revell Co., 1977), 20.

6 Там же, 13, 19.

7 Там же, 21, 22.

8 “Holy Spirit,” Dictionary of Christ and the Gospels (Edinburgh: T & T Clark, 1917), 742.

9 Introduction to the Theology of the New Testament, 121.

10 E. F. Scott, The Fourth Gospel (T&T Clark, 1926), 342. Выделение курсивом добавлено.

11 C. T. Kuinoel, cited by Wilson, Concessions, 372. Выделение курсивом добавлено.

12 J. D. Michaelis, Remarks on John 16:13-15, cited by Wilson, Unitarian Principles Confirmed by Trinitarian Testimonies, 477.

13 Theological Investigations (Baltimore: Helicon Press, 1963), 1:143.

14 Ср. Исх. 23:21, где ангел носит имя Бога.

15 Concessions, 331.

16 Concessions, 40.

17 B. M. Metzger, A Textual Commentary on the Greek New Testament (United Bible Society, 1971), 715.

18 Там же.

19 The Burial and Resurrection of Jesus Christ, 325-327, cited in Concessions, 281.

20 Philip Schaff, History of the Christian Church, 3:664.

Сайт создан в системе uCoz