Послесловие редактора

 

В поисках евангельской истины по вопросу христологии огромному количеству христиан приходится сталкиваться со множеством противоречий общепринятой концепции с текстами Священных Писаний. И это неудивительно, если учесть синкретический, неестественный характер теории Троицы. Обычно, попадая в такую ситуацию, христианин идет к своим наставникам, чтобы получить от них разъяснения. Аргументируя Троицу, кроме самого предмета, наставники сообщают своим последователям множество деталей к нему не относящихся. Зачастую именно эта дополнительная информация удерживает человека от того, чтобы продолжить поиск. Обычно такая информация несет в себе угрозу отлучения  и потери общения с окружающими христианами-тринитаристами, страх оказаться вне церковного большинства. Чаще всего, если у человека остается недопонимание того, откуда взялась Троица, он едва ли находит в себе мужество продолжить исследование, понимая, что ему грозит, если он уверится в ее ложности.

 

В этом смысле труд Энтони Баззарда и Чарльза Хантинга не только кропотливо на основе текстов Святых Писаний отстаивает унитаристскую позицию, но и позволяет многим осознать, что история унитаристского Христианства весьма насыщена и богата великими именами. Христианин, который ищет правду в этом вопросе, имеет возможность, отказавшись от страха быть непонятым, посвятить себя предмету и прийти к своим выводам. И если они окажутся унитаристскими, можно смело почувствовать себя частью величайшего христианского движения, в рядах которого такие удивительные люди, как Мигель Сервет, Исаак Ньютон и Томас Джефферсон. Отказавшись от теории Троицы, вы ни в коем случае не отказываетесь от Христа. Наоборот, вы к нему возвращаетесь. Мы исходим из посылки, что еретические учения, подобные Троице, организуются и поддерживаются богоборческими силами совсем не случайно. Ведь ширма Троицы закрывает собой путь к истинному Мессии.

 

Удивительно, но были времена, когда Троицы не было, - времена Христа, его апостолов и учеников. Сегодня исследователи Библии ищут то первое учение Мессии, которое с такой невероятной силой любви и истины распространилось по свету, призывая людей искать Бога. Подобные поиски осложнены множественными пластами теологических наслоений. И в этом смысле труд Энтони Баззарда и Чарльза Хантинга можно было бы назвать хорошей попыткой.

Однако, осознав унитарность Бога, авторы стараются обосновать все христологические тексты, зачастую не имея удовлетворительных ответов на множество сопряженных тем. К ним можно отнести вопросы бессмертия души, предбытие и послебытие души, природа Мессии.

 

Душа бессмертна

Каждый из нас может и, пожалуй, должен задаться вопросом о том, откуда он пришел в этот мир. Этот вопрос детально рассматривается христологией в случае с Мессией, но необходимо понять, что он актуален абсолютно для каждого человека, а выводы, к которым мы приходим в христологии, имеют непосредственное отношение к каждому из нас. Мессия приоткрыл тайну, которую далеко не каждый способен осознать самостоятельно. Книга Баззарда, к сожалению, не ставит так вопрос. Для авторов существование человека начинается с момента его зачатия/рождения в этом мире. Новый Завет же на примере Мессии показывает, что это не так, что у человека есть предсуществование. То же можно сказать и о душе после смерти. Для Баззарда человек ложится в могилу, словно в постель, и засыпает до времен воскресения. Но теория «сна мертвых», фактически, не отвечает на вопрос, что ждет после смерти, а лишь оттягивает его решение на «пробуждение ото сна». Ну хорошо, а дальше что?

 

В действительности же, надо сказать, что подход к таким вопросам у Энтони Баззарда и Чарльза Хантинга лишен принципиально важной составляющей—мистического аспекта религиозного верования, наличествующего у всех мировых религий. Для него все происходящее в этом мире—проекция того, что происходит в мире духовном, небесном. Все это тени духовного грядущего:

 

...Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,  к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. (Евр. 12:22-24)

 

Мессия не пришел только лишь решить проблему греха, пострадав за грешников. В его задачи входила подготовка своих учеников к Царству Небесному. И если Синай олицетворяет собой дарование Торы (Закона Моисеева) для подготовки народа ко вступлению в обетованную землю, то Сион олицетворяет собой дарование Духа, который подготавливает душу человека ко вступлению в град Бога живого, в небесный Иерусалим, в котором тьмы ангелов, торжествующий собор и церковь первенцев, написанных на небесах; в котором Судия всех Бог и духи праведников, достигших совершенства…

 

Природа Мессии

Не может убедительно ответить Энтони Баззард и на вопрос о природе Мессии. Для него Мессия начался в момент чудесного зачатия. Однако сам он отрицает, что Иисус должен был быть хоть в чем-то необычным человеком:

 

Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. (Евр. 2:17)

 

Мифическое зачатие, о котором говорит христианская традиция, противоречит, кроме того, словам самого Мессии:

 

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. (Ин. 3:6-7)

 

 

Рождение от Духа, таким образом, духовно по своей сути. Плоть же рождается от плоти. Если мы говорим о том, что Иисус рожден от Духа Святого, то подразумеваем его духовное, а не плотское существо. Плотское существо рождается от плоти, т.е. от мамы и папы, как у всех людей.

 

Кроме того, иудейская традиция, на которую часто ссылается Энтони, иначе решает вопросы предсуществования. Танах (Ветхий Завет) изобилует примерами нескольких существований на земле одной и той же души (Иов, Навуходоносор, Давид, Илия и т.д.). Изучению этого вопроса посвящены труды иудейских мистиков, которые приходят к выводам о том, что душа приходит в этот мир не единожды. Душа Мессии в этом смысле далеко не исключение, наоборот. С выводами иудейских мистиков соглашаются также мистики исламские и христианские.

 

Все эти размышления, тем не менее, соглашаются с единой истиной, исследованию которой в большей степени посвящена эта книга, - с истиной о том, что Бог один. И в этом отношении мы благодарны Энтони Баззарду и Чарльзу Хантингу за то, что они предложили нам хорошую пищу для размышлений и аргументированное и последовательное вероисповедание Бога, который один.

Сайт создан в системе uCoz