Что такое Закон?

Конфликт

Читая об отношении Йешуа к закону, мы можем сделать для себя неожиданные открытия.

 

По сути, прямое понимание слов Библии может оказаться достаточно проблематичным для большинства христиан, поскольку обращает наше внимание на верования и поведение, противоречащие многим доктринам христианства. Попадая в такую ситуацию, мы должны выбрать одно из двух: 1) изменить свое поведение и верования так, чтобы они соответствовали Библии, или 2) сформировать такую теологическую позицию, которая позволит нам сохранить свои верования и поведение. Последний подход большинству из нас кажется более выполнимым.

 

По этой причине мы вырабатываем различные теологические воззрения, чтобы каким-то образом разрешить противоречие. Теология замещения, диспенсационализм, теология двух заветов, — все эти учения направлены на решение одной и той же задачи, позволяющей нам оправдывать отличие наших традиций и верований от традиций и верований Библии.

 

При рассмотрении Божьего закона несоответствие христианской практики его нормам становится совершенно очевидным, что заставляет христианство вести себя так, как ведут себя незрелые религии. Основной подход к Божьим постановлениям таков: ты можешь соблюдать Божьи заповеди, если ХОЧЕШЬ, а не потому, что ДОЛЖЕН соблюдать их. А поскольку мы не ДОЛЖНЫ исполнять закон Божий, мы соблюдаем ТОЛЬКО те заповеди, которые мы ХОТИМ соблюдать. Такой озадачивающий подход к закону предоставляет христианам «свободу» составлять свой произвольный набор Божьих заповедей, которые им нравилось бы исполнять. Хотя само желание быть послушным уже хорошо, его наличие не может отменить собственно послушание. Почему люди относятся к закону таким образом? Что такое закон, и как относился к нему Йешуа (Иисус)? Если мы стараемся привести свой стиль жизни в соответствие с законом, не считается ли это законничеством? Каким ДОЛЖНО быть наше отношение к закону?

Рик Ричардсон «Происхождение нашей веры»

Что такое Закон

Невозможно исполнить?

Многие люди рассуждают так: поскольку никто из нас не может в совершенстве исполнить закон, его не следует принимать в расчет. Кто-то даже скажет: «Закон исполнить невозможно. Именно для этого пришел Иисус — исполнить закон, чтобы это не пришлось делать нам». Так ли это на самом деле? Правда ли, что закон невозможно исполнить? Мог ли Бог издать постановления, которые нельзя исполнить? Что Бог говорит о нашей способности исполнять закон?

 

Второзаконие 30:11-16

Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. [Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего,] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею.

 

Итак, согласно мнению Бога, мы вполне способны исполнять закон, и если бы мы это делали, наша жизнь стала бы значительно лучше. Закон не может быть «трудным» для исполнения. По сути, он должен быть для нас наиболее чтимым даром Божьим.

 

Но что же мы подразумеваем под словом «закон»? Говоря  «закон», мы можем подразумевать несколько аспектов. Мы можем иметь в виду какую-то одну заповедь, или Десять заповедей, или все 613 заповедей, или первые пять книг Библии, известных как «Тора», или даже все книги Танаха (Ветхого Завета). В действительности же слово «закон» происходит от ивритского слова «тора», означающего «наставление». Подобно тому, как родитель наставляет свое дитя, так и Бог передал нам Свои наставления. Если мы следуем этим наставлениям, наша жизнь становится лучше. Если мы не следуем им, не все в нашей жизни идет гладко. Бог не дал нам несколько указаний на небольшом листе бумаги, Он передал нам целое руководство. Если мы действительно стремимся узнать о том, как наилучшим образом устроить свою жизнь, все что нам требуется — это прочитать руководство.

 

Проблема заключается в том, что мы редко обращаем внимание на инструкции или указания до тех пор, пока что-то в нашей жизни не начнет складываться не так, как надо. Тогда и только тогда мы начинаем уделять время на их изучение; и как только мы выбираемся из кризиса, в котором оказались, мы откладываем руководство в сторону до следующего кризиса.

Каким удивительным благословением мы обладаем! Божьи инструкции по тому, как следует жить, доступны каждому из нас, и мы можем читать их и применять. Каждый из нас при первой же возможности мог бы броситься изучать эти инструкции и применять их как можно точнее. Но мы, словно дети в подростковом возрасте, даже не признаем ценность и значимость данных нам «инструкций».

 

Давайте обратимся к мнению Йешуа (Иисуса) о Божьем законе.

 

«Дьявол заставил меня сделать это...»

В Евангелии от Луки 4:1 мы читаем интересный отрывок, в котором ЃаСатан испытывает Йешуа. Йешуа отражает атаки и одерживает победу над врагом благодаря знанию Торы, используя ее как источник истины. Давайте рассмотрим это событие и слова Йешуа, а также обратимся к Торе и рассмотрим контекст этих отрывков.

 

Лука 4:1-4

Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

 

Второзаконие 8:3

Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек.

 

Продолжаем читать Евангелие от Луки 4:5-8:

 

И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

 

Второзаконие 6:12-13

...Тогда берегись, чтобы [не обольстилось сердце твое и] не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись.

 

Снова продолжение в Евангелии от Луки 4:9-12:

 

И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

 

Снова возвращаемся к Книге Второзакония.

 

Второзаконие 6:16-17

Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе. Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе.

 

И вновь обратимся к Евангелию от Луки 4:13-14:

 

И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

 

Что можно сказать об отношении Йешуа к соблюдению Торы, судя по процитированным им текстам Писания? Давайте рассмотрим некоторые из основополагающих учений Йешуа и обратим внимание на то, что он говорил о соблюдении Торы.

 

Соблюди заповеди

Иисус не только сам был соблюдающим Тору евреем, но и учил других поступать так же. Однажды, когда его спросили о том, как достигнуть вечной жизни, он дал ответ, резко отличающийся от ответа большинства христиан нашего времени.

 

Матфей 19:16-18

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

 

Интересен ответ этого юноши:

 

Говорит Ему: какие?

 

Итак, почему юноша спросил Йешуа о том, какие он подразумевал заповеди? Разве он не мог соблюсти все десять? Но, вообще-то, суть вопроса состояла не в этом. Он спрашивал Йешуа не о том, какие из десяти заповедей следует соблюдать, речь шла о 613 заповедях. В Торе содержится 613 заповедей. Их можно поделить на следующие три категории:

 

1) Наибольшие заповеди

2) Меньшие заповеди

3) Малейшие заповеди

 

Наибольшие заповеди касаются наших отношений с Богом.

 

Матфей 22:35-38, 39-40

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь…

 

Меньшие заповеди касаются наших отношений с ближними:

 

Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

 

И малые заповеди касаются нашего отношения к окружающему миру. Йешуа увидел, что у этого юноши были проблемы с щедростью и его отношением к ближним, и поэтому он перечислил те из Десяти заповедей, которые отражали этот аспект.

 

Продолжение в Евангелии от Матфея 19:18-19, 20, 21-22.

 

… Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

 

Йешуа пересказывает последние пять заповедей из Десяти. Юноша, полагая, что речь идет обо всех Десяти, говорит:

 

…Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

 

Йешуа тогда делает ударение на том, чего не хватает юноше в его ЃАЛАХЕ, или хождении.

 

…Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

 

Малейшие заповеди

Итак, мы увидели, что Йешуа подчеркнул важность не только тех заповедей, которые считаются наибольшими (любовь к Богу), но и меньших заповедей (любовь к ближнему); но что же сказать о малейших заповедях (отношение человека к окружающему миру)?

 

Матфей 5:17-19

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.  Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

 

(Словом «исполнить» переведены два разных греческих слова. Первое — плероо, означающее «наполнять»; второе — гиномай, означающее «совершить»).

 

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

 

Итак, Йешуа учил о соблюдении не только наибольших и меньших заповедей, но даже малейших. Заповедь, традиционно известная как «малейшая из всех заповедей», находится в Книге Второзакония 22:6-7:

 

Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми: мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои.

 

Как видим, Йешуа НЕ говорил соблюдать ТОЛЬКО «моральные» законы, но наставлял подчиняться даже «малейшим» законам (значение которых мы, возможно, не понимаем).

 

Итак, если Йешуа так благосклонно отзывался о соблюдении закона (Торы), тогда почему так много людей считают, что он отменил закон? Такое неверное отношение во многом вызвано недопониманием культуры и канвы деятельности Йешуа, но еще чаще оно встречается среди тех, кто просто не читает Писания. Во многих случаях Йешуа выступал не против соблюдения закона, а против лицемерия тех, кто ИСПОЛЬЗОВАЛ закон С ЦЕЛЬЮ ОБОЙТИ ЕГО.

 

Первые верующие относились к Божьему слову и Его заповедям как к источнику праведности и истины. Именно через соблюдение Божьих заповедей мы обретаем свободу. Я знаю, что это утверждение кажется противоречивым, но оно истинно.

 

Когда Бог вывел детей Израиля из рабства, что же Он сделал? Он вручил им Свои законы. Его заповеди (постановления) являются источником свободы. Вообразите себе общество без законов. Как вы думаете, больше или меньше свободы вы будете иметь в обществе, где каждый делает, что хочет? Очевидно, что меньше. Придется постоянно защищаться от банд уличных расхитителей, грабящих и разоряющих чужую собственность. А кто сможет им запретить? Ведь нет никаких законов. Только общество, соблюдающее Божьи законы, может предложить человеку истинную свободу.

 

Иоанн 8:32

И познаете истину, и истина сделает вас свободными.

 

Иоанн 17:17

Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.

 

Как мы увидели, Йешуа был строго соблюдающим Тору евреем своего времени, как и его ученики. Фредерик Холмгрен, профессор кафедры исследования Ветхого Завета Чикагской семинарии, пишет:

 

«Иисус был предан Торе Моисея; он пришел не для того, чтобы остановить ее действие, но чтобы исполнить ее (Мат. 5:17) — продолжить распространение ее учений. Далее, тем, кто приходил к нему в поиске вечной жизни, он предлагал ее в качестве основополагающего учения, которое необходимо исполнять (Лук. 10:25-28). Несмотря на противоречия между Иисусом и некоторыми толкователями того времени, современные ученые, как еврейские, так и христианские, видят в нем почитателя и исполнителя Закона. Когда Иисус проповедует грядущее правление Божье, он не говорит подробно о внутреннем характере этого правления. В этом нет нужды, поскольку этот характер уже описан в Ветхом Завете и объяснен иудаизмом».

 

Почему же тогда не прекращается спор вокруг соблюдения Божьего закона? Найдется немало по-настоящему искренних христиан, которые верят, что Йешуа (Иисус) пришел совершить то, чего он совершать никак НЕ должен: отменить или «покончить» с законом (Мат. 5:17). В чем причина?

 

Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какое отношение к «закону» мы разделяем. Стоит посмотреть на закон через иную призму, и наше понимание закона решительно изменится.

Давайте взглянем на одного из библейских героев, имевшего, пожалуй, наиболее почтительное отношение к закону Божьему.

 

Давид

Одним из наиболее любимых Богом из когда-либо живших людей был царь Давид. Почему царь Давид был столь выдающимся персонажем Библии? Может быть, потому, что он более всех был способен исполнить закон? Нет, мы можем прочитать о многочисленных случаях, когда Давиду не удавалось соблюсти Божий закон. Бог возлюбил Давида не за его способность СОБЛЮДАТЬ закон, но скорее за то, что Давид глубоко осознавал чрезвычайную важность Божьего наставления, адресованного нам.

 

Псалом 118:97-104

Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое; от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня. Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим. Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.

 

Давид хранил Божьи заповеди в разуме и сердце. Несмотря на все грехи и недостатки, которые могли случиться в жизни царя Давида, он остается одним из величайших персонажей Библии. Он входит в число тех, кого Бог возлюбил более всего. Почему? Потому что он тоже любил Бога и Его наставления.

 

Научи своих детей

Наше отношение к детям не обуславливается взаимностью. Мы любим своих детей независимо от их состояния. Но если дети послушны нашим наставлениям, исполняют наши поручения и желания, проявляя тем самым уважение и почитание, мы, как родители, чувствуем глубокое удовлетворение. Отдельная часть молитвы Шема, о которой мы говорили выше, делает ударение на необходимости обучения детей.

 

Второзаконие 6:6-7

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая.

 

Одно из раввинистических толкований этого стиха утверждает, что заповеди несут в себе универсальные учения, существующие еще до того, как мы появляемся на свет (сидя в доме); затем действующие в течение всей жизни (идя дорогою); сопровождающие нас в нашей смерти (ложась) и воскресении (и вставая). Иными словами, закон Божий последователен и непреходящ.

 

Почему же тогда многие христиане называют соблюдение Торы законничеством? Бытует мнение, что законничество — это строгое соблюдение заповедей и обычаев. Так ли это на самом деле? Можно ли назвать законником человека, строго соблюдающего заповеди, аккуратно следующего закону во всей его полноте, изучающего его значение и цели? Нет. В библейских примерах законничества чаще всего мы видим человека, который посредством уверток и игры слов упраздняет замысел, отраженный в законе.

 

Если вы, родитель, говорите своему ребенку: «Приведи в порядок свою комнату», но, придя час спустя, находите ее неприбранной, и в ответ слышите: «Но ты не сказал, что я должен убрать ее сейчас», — это и есть проявление законничества. В какой момент в обществе начинает возрастать количество законов? Когда общество законопослушно? Нет, дополнения и поправки к закону появляются из-за непослушания; когда люди начинают искать ухищрения и уловки, чтобы обойти закон. Однако дополнения и поправки становятся источником дополнительных проблем, поскольку дают еще больше возможностей проигнорировать смысл закона. Современная юридическая система является хорошим примером, иллюстрирующим законничество. Также законничество хорошо иллюстрируется примерами поведения политиков. В своем обращении к нации во время скандала вокруг дела Моники Левински Президент Клинтон сделал несколько заявлений, достойных внимания. Он сказал:

 

«Хотя мои ответы были верными с юридической точки зрения, я неохотно делился информацией. Я знаю, что мои публичные высказывания и молчание по этому вопросу создали ложное впечатление. Я вводил людей в заблуждение».

 

По сути, он пытался сказать, что следовал букве закона.

 

Нравственность не поддается узакониванию

Нужно всегда помнить, что не все, что разрешено законом, обязательно должно быть правильным. Павел говорит это в 1 Коринфянам 6:12:

 

1 Коринфянам 6:12

Все мне позволительно, но не все полезно.

 

Часто приходится слышать в неправильном контексте фразу «нравственность нельзя заключить в рамки закона». Многие люди под этой фразой подразумевают, что нельзя мотивироваться нравственностью, когда речь идет о законности. Как это далеко от истины! Ведь именно в этом и состоит смысл закона.

 

Законы определяют нравственный уровень общества. Истинное значение фразы «нравственность нельзя заключить в рамки закона» таково: даже если какое-то поведение становится законным, это не значит, что оно становится правильным или нравственным. Хорошим примером служит аборт. Нравственная оценка аборта не изменяется от того, считается он законным или незаконным.

 

Чтобы понять нравственное наполнение закона, необходимо проникнуться его духом. И если закон можно обойти путем уловок и законнических ухищрений, то дух закона обойти нельзя. Однако, следуя букве закона, часто можно углубиться в детали и потерять первоначальное намерение, выраженное в законе.

 

Дух закона

Рассмотрим разницу между буквой закона и духом закона. В еврейском понимании, следование букве закона означает исполнение закона без выполнения мицвы.

 

В книге под названием «Имя Бога в списке приглашенных», посвященной обряду Бар Мицвы, раввин Джеффри Салкин пишет:

 

Мицвот учат нас святить жизнь. Они поощряют альтруизм и уверенность в себе, столь необходимые в жизни молодого еврея или еврейки. Они могут приблизить еврейские семьи к еврейскому народу, ко всем людям и Богу… Сила Гемилут хасадим (благодеяний) столь велика, что именно в совершении добрых дел человек более всего походит на Бога [с. 65, 67].

 

Йешуа говорит о том, что многие люди его времени разделяли буквалистский подход к закону.

 

Матфей 23:23

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

 

Вы замечаете, что он здесь подразумевает? Он обращает внимание на два аспекта закона: на его письменную часть (само правило или постановление) и на мицву (правосудие, милость и веру). «Сие надлежало делать, и того не оставлять». Он ни в коем случае не говорит, что мы должны отказаться от послушания закону, а утверждает прямо противоположное. Мы ДОЛЖНЫ исполнять закон, но при этом обязаны ПОНИМАТЬ, что цель закона заключается в утверждении среди нас правосудия, милости и веры. В статье, написанной еврейской организацией «Дом Хабад» (Chabad House), говорится:

 

«Прилепитесь к Нему»

В главе Торы под названием «Рье» нам сказано: «Следуйте за Б-гом, Г-сподом вашим, бойтесь Его, соблюдайте Его заповеди, слушайтесь Его и служите Ему и прилепитесь к Нему». Комментируя слова «прилепитесь к Нему», Раши говорит: «Прилепитесь к Его путям, творите благие деяния, участвуйте в похоронах, посещайте больных, как это делает Б-г». Над комментарием Раши следует поразмыслить: если, по словам Раши, этот стих говорит нам, что мы должны прилепиться к Б-жьим путям и поступать так, как поступает Он, почему же в этом стихе нам не сказано «прилепитесь к Его путям», но «прилепитесь к Нему»?

 

Более того, поскольку заповедь прилепиться к Б-жьим путям передана словами «прилепитесь к Нему», становится понятно, что окончательное единение с Б-гом совершается именно через подражание Б-жьему примеру в совершении добрых дел.

 

Иными словами, окончательно прилепиться к Б-гу можно именно через эти поступки, а не через исполнение ранее упомянутых заповедей, о которых сказано: «исполняйте заповеди Его».

 

Тут тоже следует поразмыслить: все мицвот приводят к приобщению человека к Б-гу; можно ли достигнуть еще большего приобщения теми поступками, которые попадают в разряд «прилепления к Б-гу»? Б-г повелел нам исполнять мицвот, и мы исполняем их, потому что обязаны. Отсюда следует, что в приобщении, проистекающем из исполнения мицвот, человек не теряет осознание своего «я»; он осознает себя как личность, достигающую связи с Б-гом через исполнение заповедей. Однако все не так, когда речь идет о «прилеплении к Б-гу». Хотя «прилепление к Б-гу» происходит в результате исполнения заповеди, само свершение, наполнение и широта заповеди достигаются благодаря полной потере своего «я», поскольку человек полностью поглощен Им — он прилепляется к Нему.

 

Разница между мицвот в целом и поступками, ведущими к «прилеплению к Нему», таким образом, является разницей между «приобщением к Б-гу» и «прилеплением к Б-гу».

 

«Приобщение к Б-гу» — состояние, достигаемое посредством регулярного исполнения Торы и заповедей. Оно подобно связыванию между собой двух отдельных предметов. Даже после того, как предметы связаны друг с другом, они воспринимаются как два разных предмета. «Прилепление к Б-гу» является столь сильной формой единения, что участники перестают быть отдельными сутями — они воистину становятся одним целым.

 

Таким образом, мы понимаем, что один и тот же поступок, — продление долга, например, — исполняемый с намерением достичь «прилепления к Б-гу», бесконечно более велик, нежели такое же благодеяние, исполненное как отдельная мицва. В последнем случае не хватает полной потери своего «я», что приводит лишь к приобщению, а не к прилеплению к Б-гу.

 

В этом также заключено объяснение того, почему в стихе сказано «прилепляться к Нему». Хотя речь и идет о «прилеплении к Его путям», нет указания на конкретные поступки, поскольку целью обсуждения здесь является не сам поступок — «Его пути», — а его результат; если человек достигает единства с Б-гом, следование путям Б-жьим происходит само собой.

 

Например, об Альтер Ребе говорили, что в пятницу вечером он автоматически погружался в сон, поскольку наступало время сна, ниспосылаемого Свыше. То есть его прилепление к Б-гу было столь глубоким, что соответствующие поступки — «пути» — совершались им спонтанно. Такие неподготовленные и непродуманные заблаговременно действия, совпадающие с желаниями Б-га, открывают глубокую степень внутреннего прилепления еврейской души к Б-гу. Когда Тора заповедует нам «прилепляться к Б-гу», она вдохновляет все наше естество на раскрытие наших скрытых качеств.

 

Этот пример хорошо показывает, чем отличается соблюдение буквы закона (законничество) от соблюдения духа закона, когда он становится частью твоего естества.

 

Новый Завет

Именно это имеется в виду, когда говорится о «Новом Завете», упомянутом в Послании к Евреям 8 (где приведена цитата из Книги Иеремии 31).

 

Иеремия 31:33

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

 

Каким образом Божьи заповеди пишутся на сердцах людей? В Евангелии от Матфея, в «Нагорной проповеди», мы находим указание на то, что Йешуа не «покончил» с законом, но сделал закон еще строже, осудив мысли и отношение, ведущие к нарушению заповедей.

 

Матфея 5:21-28

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

 

Йешуа ни единым словом не намекает ученикам, что необходимо прекратить почитать и исполнять закон; наоборот, свое учение он подкрепляет цитатами из закона и поощряет не только исполнение буквы закона, но и следование духу закона. Йешуа всегда учил послушанию Писаниям. Писания мы называем «Словом Божьим».

 

В Иоанна 17:17 Йешуа говорит:

Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.

 

Шауль (Павел) также пишет (о Писаниях) во 2-м Послании к Тимофею 2:15:

 

Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

 

Напомним, что Новый Завет еще не был составлен, и большая его часть еще даже не была написана к этому моменту. О каком же «слове истины» говорит Шауль (Павел) Тимофею? Павел остается верным древней еврейской традиции, с точки зрения которой, не было более благородного занятия, чем изучение Торы (Божьего учения). Иоанн также говорит, что Слово Божье (заповеди) является источником истины.

 

1 Иоанна 2:4-8

Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

 

Мы видим, что Божий закон — это не суровый или произвольный свод правил, которые должны исполнять только евреи. Скорее, это руководящие наставления, обращенные ко всем нам. Если мы будем следовать им, наша жизнь станет лучше. Если мы будем игнорировать их, не все в нашей жизни будет идти гладко. Чем больше мы будем стремиться исполнять Божьи наставления, тем лучше будет становиться наша жизнь.

 

Будем помнить, однако, что мы говорим не о кратковременном удовольствии, а о долговременной пользе. Большая часть заповедей Божьих не кажется приносящей пользу в короткий промежуток времени. Что лучше: списать билет на экзамене и получить «5», или не списывать и получить «4» или «3»? Что лучше: украсть и наслаждаться украденным или не иметь возможности пользоваться этой собственностью? Всякий раз, когда мы предпочитаем ослушаться одну из Божьих заповедей, мы выбираем непродолжительное удовольствие, будь то обман, воровство, ложь, неправильное сексуальное поведение, нарушение правил питания или несоблюдение Субботы. Долгосрочной пользе мы предпочитаем кратковременное удовольствие.

Но разве закон Моисея не предназначен только для евреев? Язычники не должны исполнять его, не так ли?

 

В каком-то смысле это так. Бог сказал народу Израиля, что они должны слушаться Его заповедей и должны стать светом для остальных народов; НО они не должны заставлять других исполнять закон. Однако многие христиане и евреи сегодня ошибочно полагают, что язычники НЕ ДОЛЖНЫ следовать Божьим заповедям. Им почему-то кажется, что это НЕПРАВИЛЬНО, когда язычник следует Божьим наставлениям. Христиане зачастую воспринимают Божий закон как что-то негативное и неудобоносимое, а евреи часто считают Божий закон своим эксклюзивным достоянием, полагая, что никто другой не имеет права соблюдать его. В этом заключено огромное недопонимание Божьего замысла. Бог желает, чтобы весь мир обратился к Нему, чтобы на сердцах всех людей были написаны Его заповеди: во-первых, у евреев, а затем и у язычников. Но разве Бог не отверг еврейский народ? Разве Иисус пришел не для того, чтобы основать новую религию? Разве Новый Завет не осуждает евреев? Читая Новый Завет, мы неправильно поймем его, если не найдем верное определение слову «иудей», используемому в нем. Кем были евреи Нового Завета, и что они собой представляли?

Сайт создан в системе uCoz