Кто такой иудей?

Библия говорит о народе, который назван «избранным народом». Кто же это? Может быть, Бог избрал какую-то группу людей на определенный промежуток времени, а когда у них что-то не получилось, переключился на другую группу людей? Если это не так, тогда что же происходит? Является ли христианство частью Божьего замысла? Если да, что можно найти о нем в пророчествах о последних временах, записанных в книгах пророков? В следующих главах мы рассмотрим то, как соотносятся все эти кажущиеся противоречивыми вопросы. А в настоящей главе мы обратим внимание на вопрос: «кто такой иудей»?

 

В «Американском словаре наследия английского языка» слово «иудей» толкуются следующим образом:

 

1) Носитель иудейского вероисповедания.

2) Представитель еврейского народа.

 

Тем не менее, существуют еще два библейских толкования слова «иудей», которые нередко игнорируются:

 

3) Представитель народа Иудеи.

4) Житель области Иудеи.

 

Четыре отличительных признака «иудея»

С точки зрения Библии, существуют четыре отличительных признака, соответствие которым позволяет назвать человека иудеем:

 

1) Вероисповедание

2) Принадлежность к роду или колену

3) Национальность

4) Территория

Рик Ричардсон «Происхождение нашей веры»

Кто такой иудей

Без осмысления и рассмотрения контекста всех четырех отличительных особенностей было бы трудно понять, как могло случиться так, что иудеи воевали против Израиля (3 Цар. 15:17). Мы не знали бы, к кому обращены конкретные пророчества (к народу Израиля или к народу Иуды). А некоторые отрывки Нового Завета вообще потеряли бы смысл (например, почему ученики Йешуа, будучи иудеями, прятались из-за страха перед иудеями). Значение некоторых слов со временем изменилось, а другие слова приобрели несколько значений. Если не увидеть правильное значение, можно не понять, о чем говорит Библия.

 

Итак, рассмотрим четыре библейских определения слова «иудей».

 

Вероисповедание

Прежде всего, следует отметить, что все люди, желавшие следовать за Богом, могли делать это. Их считали частью Израиля, потому что они приняли вероисповедание, даже если они не были по рождению частью «семьи» Израиля.

 

Исход 12:48-49

Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее; один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами.

 

Иисус Навин 6:23-24

А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали, [чтобы внести Господу] в сокровищницу дома Господня. Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее были, Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона.

 

Примеры смешанного множества людей, вышедшего из Египта вместе с израильтянами, Раав, а позже Руфи и многих других, тех, кто не были рождены израильтянами, но тем не менее СТАЛИ ими, свидетельствуют о том, что изначально через принятие вероисповедания «не иудей» может стать «иудеем». Об этом говорит Павел в Послании к Римлянам 2:28.

 

Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти.

 

Павел указывает, что иудейство не сводится только к этнической принадлежности, но также напрямую связано с вероисповеданием, которое может принять любой человек, независимо от его национального и этнического происхождения.

 

Принадлежность к роду или колену

Возможно, наиболее правильным определением слова «иудей» является принадлежность к колену Иуды, одного из двенадцати сыновей Иакова, внука Авраама. Чтобы объяснить историю иудаизма или христианства, необходимо вернуться к Аврааму. Аврам (позже получивший имя Авраам) назван евреем, что означает, что он был потомком Евера (своего пра-, пра-, пра-, пра- прадеда). (Несмотря на то, что термин «евреи» время от времени становится синонимом термина «иудеи», было бы неправильно говорить, что оба эти термина подразумевают одно и то же. Все иудеи являются евреями, но не все евреи являются иудеями.)

 

Бог велел Авраму покинуть одно место и перейти в другое. С этого времени Авраам жил в шатрах и не обрел постоянного места жительства. Благодаря послушанию Авраама Богу и Его законам, Бог благословил Авраама. (Многие считают, что все заповеди закона Божьего были впервые утверждены во времена Моисея. Это неверно. Авраам получил благословения за то, что исполнял Божьи законы.)

 

Бытие 26:5

За то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.

 

В результате того, что Авраам следовал за Богом, были даны важные обетования. Именно благодаря этим обетованиям Бог спасет человечество.

 

Бытие 12:2-3

И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

 

У Авраама был сын по имени Исаак, а сына Исаака звали Иаков. Наконец, Бог изменил имя Иакова на Израиль. Иаков (или Израиль) имел 12 сыновей, ставших праотцами 12 колен Израиля. Одного из этих сыновей звали Иуда. Все те, кто являются потомками Иуды, называются «иудеями», подобно тому, как потомки Левия называются «левитами». Потомки Иуды получили особые благословения, которые мы находим в Книге Бытия 49:8-12:

 

Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока.

 

Из этого пророчества мы узнаем, что цари Израиля будут потомками Иуды, и от него же произойдет Мессия.

 

Национальность

Все 12 колен Израиля были порабощены в Египте.

 

Исход 1:11

И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами.

 

Затем Бог послал Моисея, чтобы вывести сыновей Израиля из Египта.

 

Исход 3:7-8

И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед.

 

Выведя израильтян из египетского рабства, Бог дал им Тору, Свои наставления о том, как они должны жить (Исход 20). Со временем они поселились в земле, обещанной им Богом, и стали царством. Царь Соломон был последним царем, властвовавшим над всем израильским народом.

 

В силу того, что царь Соломон не следовал за Богом в своей старости и построил капища чужеземным богам своих жен, Бог сказал Соломону, что он потеряет царство.

 

3 Царств 11:11

И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему.

 

После смерти Соломона царство разделилось надвое.

 

3 Царств 12:19

И отложился Израиль от дома Давидова до сего дня.

 

Северное царство стало называться Израилем (оно включало в себя 10 колен), а южное царство было названо Иудеей (оно включало в себя Иуду, Левия и Вениамина). Северное царство (со времени своего образования) не было верно Божьим наставлениям.

 

1 Царств 12:31-32

И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных. И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике; то же сделал он в Вефиле, чтобы приносить жертву тельцам, которых сделал. И поставил в Вефиле священников высот, которые устроил.

 

Вскоре они стали перенимать обычаи народов, живших вокруг них, то есть делать то, от чего Бог особо предостерегал их.

 

Второзаконие 12:28-32

Когда Господь, Бог твой, истребит от лица твоего народы, к которым ты идешь, чтобы взять их во владение, и ты, взяв их, поселишься в земле их; тогда берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им, по истреблении их от лица твоего, и не искал богов их, говоря: «как служили народы сии богам своим, так буду и я делать»; не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим. Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.

 

Со временем дела пошли так плохо, что пророк Илия считал, что остался единственным человеком во всем Израиле, который не поклоняется иным богам.

 

1 Царств 19:13

Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее.

 

В результате Бог решил послать северное царство (Израиль) в изгнание. Поскольку грех их идолопоклонства был столь значительным, их наказанием стало рассеяние по лицу всей земли и утрата отличительных национальных особенностей.

 

4 Царств 17:15-18

...И презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли вслед суеты и осуетились, и вслед народов окрестных, о которых Господь заповедал им, чтобы не поступали так, как они, и оставили все заповеди Господа Бога своего, и сделали себе литые изображения двух тельцов, и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу, и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его. И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего. Не осталось никого, кроме одного колена Иудина.

 

Позже Иудея (южное царство) также была уведена в плен.

 

2 Царств 24:10, 14

В то время подступили рабы Навуходоносора, царя Вавилонского, к Иерусалиму, и подвергся город осаде. И выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, — десять тысяч было переселенных, — и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли.

 

Народ Иуды, тем не менее, сохранил свои отличительные национальные черты и вернулся в землю после эпохи изгнания, проведенного в Вавилоне.

 

Ездра 1:2-3

Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, — да будет Бог его с ним, — и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме.

 

К первому веку (времени Йешуа/Иисуса) южное царство занимало территорию народа Иуды и часть территории, некогда принадлежавшей Израилю. Кроме того, некоторая часть народа была рассеяна по другим регионам, находившимся за пределами страны. Это рассеяние называлось Диаспорой.

 

Территория

Наиболее часто встречается неверное толкование территориального аспекта термина «иудей». Чтобы дать правильное определение, необходимо взглянуть на карту Израиля. Территория, прилегающая к Иерусалиму и вниз от него, принадлежала южному царству, Иуде. Она была известна (в первом веке) как Иудея. Населявшие ее люди назывались иудеянами. На север от Иудеи находилась область, называемая Самарией, а к северу от Самарии простиралась Галилея. Люди, населявшие Самарию, назывались самаритянами, а в Галилее жили галилеяне.

 

Иоанн 7:1, 2, 11-13

После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.

 

Необходимо отметить, что здесь НЕ ИДЕТ речь о противостоянии христианина и иудея. Упомянутые «Иудеи» — это жители области Иудея, а не просто люди, исповедующие «иудейскую веру».

 

Приближался праздник Иудейский — поставление кущей. (ст.2)

 

И снова речь идет о территориальном отличии. Самария лежит между Галилеей и Иудеей. Самаритяне также отмечали праздник кущей. Однако их праздник начинался месяцем позже.

 

Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он? И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.

 

И снова, необходимо понимать, что эти люди, пришедшие в Иерусалим, были иудеями с религиозной точки зрения. Они совершали паломничество в Иерусалим в соответствии с заповедью во Второзаконии 16.

 

Второзаконие 16:16

Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей.

 

Они, кроме того, были иудеями (евреями) по национальности. Они были потомками людей, вернувшихся из Вавилонского изгнания. Многие из них к тому же принадлежали к колену Иуды. Тем не менее, «боязнь» внушала определенная группа людей, проживавших в области Иудея.

 

Кто же жил в Иудейской области? В Иудее находился духовный центр еврейского народа. Иерусалимский Храм был центральным местом поклонения. Храмовое служение контролировалось сектой саддукеев.

 

Винс Гарсия пишет в книге «Чего вы никогда не знали о фарисеях» (What you never knew about Pharisees):

 

Саддукеи

Саддукеями были священники, контролировавшие Иерусалимский Храм, сердце иудейского религиозного служения. Они отвергали книги Ветхого Завета, написанные не Моисеем, не принимали устные предания фарисеев и придерживались некоторых странных религиозных учений, в число которых входили отрицание Духов, отрицание Воскресения, отрицание существования сатаны, всего сверхъестественного, чудес и пришествия Мессии. В ряды саддукеев входила группа под названием иродиане, имевшая связь с царем Иродом. Несмотря на малое число сторонников, им хватало контроля над Храмом и богатств для того, чтобы занимать позицию власти.

 

Фарисеи

Секта фарисеев состояла как из раввинов, так и из представителей влиятельных слоев общества. Во времена Иисуса фарисеи Израиля насчитывали несколько тысяч человек, возглавляемых двумя основными философскими школами…

 

Школа Шамая считала, среди прочего, что еврейское семя Авраама было единственным народом, угодным Богу, и никто из них не стал бы даже мысленно допускать возможность обращения язычника в иудаизм. Приблизительно в 8 г. н. э. школа Шамая учредила 18 эдиктов, специально направленных на углубление разделения между иудеями и язычниками. Подробности этих эдиктов не сохранились, но среди них был запрет на посещение дома язычника, которое, как считалось, оскверняет еврея, а также запрет на совместную с язычником трапезу и покупку у язычника продуктов питания. Благодаря влиянию Шамая, эти эдикты приняли силу закона в Израиле. Менее влиятельное положение занимала школа Гилеля. Школа Гилеля не отвергала язычников, обращающихся в иудейство, полагая, что Бог Авраама принимает поклонение от любого, кто отказывается от идолопоклонства. Современный иудаизм уходит корнями в учения последователей Гилеля, выживших после разрушения Иерусалима и начавших кодификацию своих учений приблизительно в 200 г. н. э. Мудрость Гилеля была столь велика, что даже два постулата, авторство которых мы обычно приписываем Иисусу, были впервые высказаны Гилелем перед его смертью, а затем уже процитированы в Евангелиях. Речь идет о Золотом правиле («Поступай с другими так…») и высказывании о сути Закона и Пророков («Возлюби Бога всем сердцем и возлюби ближнего, как самого себя»). Всякий раз, когда мы становимся свидетелями позитивного общения Иисуса с фарисеями (например, с Никодимом или богатым юношей), вероятнее всего, это диалог с приверженцами фарисейской школы Гилеля.

 

Синедрион

(Великий) Синедрион состоял из 70-ти старейшин, возглавляемых председателем, которым во времена Иисуса был Гамалиил. Синедрион совмещал функции парламента и верховного суда. Вы заметите в Книге Деяний, что Гамалиил, председатель синедриона, поощрял толерантное отношение к христианам.

 

Суд над Йешуа (Иисусом)

Суд над Иисусом производился собранным наспех кворумом, состоявшим сплошь из членов синедриона, которые были либо саддукеями, либо фарисеями школы Шамая. Возможно, лишь Никодим и Иосиф из Аримафеи были представителями школы Гилеля. Результат был неизбежен, особенно ввиду угрозы, которую Иисус нес для саддукеев. С их точки зрения, этот человек, вступавший в прямую конфронтацию практически со всеми их доктринами, представлял для них беспрецедентную опасность. Во-первых, он изгонял бесов, чье существование саддукеи категорически отвергали. Он чудом воскресил Лазаря в пяти километрах от Иерусалима в присутствии бесчисленного множества свидетелей, в число которых входили и враждебно настроенные фарисеи. Но, что самое страшное, он появился в Храме во время Пасхи, когда в городе находилось более миллиона евреев, и провозгласил, что он Мессия, приход которого отвергают саддукеи. Таким образом, преследуя собственные цели, именно саддукеи, а не фарисеи, настаивали на спешном проведении суда и исполнении приговора. Свидетельства этому можно найти в том, что именно саддукеи, а не фарисеи… договорились о предательстве с Иудой (Мат. 26); провели незаконное ночное заседание суда по делу Иисуса (Иоан. 18:13 и 24); предали Иисуса римлянам (Иоан. 18:28); установили охрану гробницы (Мат. 27); арестовали Апостолов (Деян. 5).

 

Заключение

Между тем, школа Шамая потерпела серьезное поражение, когда был подавлен бунт 66-70 гг. н. э., а также когда в 70 г. н. э. в Явне был услышан «Небесный голос», велевший евреям следовать правилам Гилеля, а не Шамая.

 

Как это ни иронично, но язычники, добивающиеся главенства в церкви, попадают под влияние тех же стереотипов, которым следовали их фарисейские предшественники — они пишут тома человеческих постановлений, навязывая их верующим. Величайшей трагедией христианства стала неспособность увидеть подлинных врагов Евангелия, в результате чего в течение многих столетий евреи страдали от преследований со стороны «христиан», не понимавших, что настоящие враги, по сути, ушли из жизни еще в I веке.

 

Мы видим, что свойственные нам обобщения в рассуждениях о людях и обстоятельствах приводят к неправильному восприятию истории и явлений, легших в основу современного взгляда и системы верований. После разрушения Храма сохранилась лишь одна признанная школа мысли — школа Гилеля. Между тем, именно из этой школы независимо друг от друга произошли две религии: раввинистический иудаизм и христианство. Позже мы рассмотрим то, как эти две группы все больше отдалялись друг от друга, но прежде (ответив на вопрос «кто такой иудей?») мы должны дать ответ на вопрос «кто такой язычник?».

 

Сайт создан в системе uCoz