Неортодоксальный
шейх Милана
Ульрике Пультц
«Христиано-иудейский и христиано-мусульманский диалоги не смогли принести
мир на Ближний Восток. Может быть это удастся мусульмано-иудейскому диалогу»
— говорит седобородый патриарх в длинной галабии, традиционной тунике
благочестивого мусульманина, глядя на капли дождя, падающие с крыши Отеля
Западного Иерусалима.
Шейх Абд аль Вахид Паллавичини является одним из выдающих-ся семидесяти
ученых — иудеев, мусульман и христиан — собравшихся на прошлой неделе в
Институте Шалома Гартмана в Иерусалиме на десятую международную
теологическую конференцию, посвященную следующей теме: «Грех и
отлучение среди иудеев, христиан и мусульман».
«Мы собрались не для того, чтобы выяснить, кто из нас прав. Если и есть
что-то однозначное, так это то, что все мы совершенно не понимаем, чего же
хочет Бог», — пошутил основатель и председатель Института, рабби Давид
Гартман, в своей вступительной речи, задав тон очень открытому недельному
обсуждению и изучению.
Пользуясь этим настроением толерантности, Шейх Паллавичини, уроженец Италии, надеется начать диалоговый процесс между исламом и иудаизмом,
который может помочь обрести мир. «Мы, будучи мусульманами-неарабами можем
стать мостом между конфликтующими сторонами. Здесь в Иерусалиме мы
показываем, что можем ладить друг с другом», — говорит семидесятисемилетний
шейх, возглавляющий миланскую общину, состоящую из нескольких сотен мусульман-неиммигрантов, одну из самых больших общин в Европе.
«Мы вполне способны достичь мирного сосуществования не только через
обращение в веру, но и через подтверждение истинности догм
наших верований. В этой же стране это вопрос жизни и смерти» — говорит шейх,
прогуливаясь по парку Института Гартмана.
Чтобы глубже понять наши верования, шейх прибыл в Израиль в обществе шести
своих последователей, однако без жены Нурии, японки, обратившейся в ислам. В
его общинном центре в северной Италии запланирован широкий спектр лекций и
курсов по теме межрелигиозного диалога на период с июня 2003 года по декабрь
2004. «Современная международная ситуация требует увеличения усилий
европейской, в частности мусульманской интеллигенции, по исследованию общих
корней», — тезис из его программы, названной акронимом CO.RE.IS, реализуемой
Исламской Общиной Италии, образованной в 1993 году.
Шейх является наиболее значительной фигурой программы CO.RE.IS, а также
наиболее цитируемым католическими изданиями мусульманином, что делает его не
только объектом широкого публичного интереса, но и объектом жесткой критики со
стороны собратьев-мусульман, подозревающих его в неортодоксальности взгляда
на вопрос обращения в Ислам. «В обращении нет нужды, поскольку все мы,
иудеи, мусульмане и христиане, ожидаем одного и того же Мессию», — заявляет
Шейх Паллавичини. Такая позиция очень многим кажется чересчур либеральной
для исламского лидера Италии, в которой первая мечеть была построена лишь
десять лет назад и не без сильной оппозиции со стороны Ватикана.
Шейх не понимает этой критики. «Все религии ведут ко спасению. Они лишь
различные проявления одних и тех же архитипных принципов», — говорит
Паллавичини. «С другой стороны, конфессиональная исключительность ведет к
религиозному фанатизму, и, наконец, к терроризму».
Постоянно участвуя в диалоге с Ватиканом, он надеется получить поддержку
этому взгляду со стороны Католической Церкви. Он обращается к Папе, как к
одному из глав трех религий, чтобы «подать пример и заявить, что спасение
есть и в других конфессиях».
Хотя он ни коем образом не ставит под сомнение суть основных доктрин, он
достаточно гибок и цитирует Тертуллиана, когда его спрашивают о его
собственной вере: «Я верю, потому что это абсурдно». Однако Шейх Паллавичини
резко осуждает «царство рассудка и псевдодуховности современного мира», —
так он называет это. «Сегодня люди хотят каждой религии понемногу. Они
практикуют йогу в спортзале, читают каббалу в журнале мод. Эти коктейли
несут много яда».
Отпрыск благородного миланского рода Паллавичини, (этот род настолько привязан к католической
вере, что среди обладателей этой фамилии встречаются и католические
кардиналы), молодой Паллавичини
изучал медицину в Миланском университете, когда почувствовал «побуждение
найти смысл жизни». Он заинтересовался исламом и обратился в 1951 году, взяв
имя Абд Вахид. Изгнанный из семьи («я был изменником, предавшим
патримонию»), он был среди первых итальянских мусульман.
«Мы не могли собрать даже семь человек для общинной молитвы», — вспоминает
он в обеденном перерыве, то и дело прерывая разговор, кладя руку на грудь,
чтобы любезно ответить приветствием на «Салам Алейкум» (мир тебе) другим
мусульманам, участникам конференции.
Шейх одевает традиционную галабию, когда прогуливается улицами Иерусалима
(«Она помогает не забыть, как нужно вести себя и мыслить согласно с
традицией»), и ему нравится, когда на его одежду и образ мысли обращают
внимание.
«Самый большой комплимент на этой конференции я получил от ортодоксального
иудея, который подошел ко мне и сказал, что моя речь о необходимости
следовать ритуалам, была похожа на речь ортодоксального раввина».
Ульрике Пультц — журналист газеты А’арец
Источник: А’арец, Январь 26, 2003.
http://www.icci.co.il/articles.html
* * * * * * * * * * * * * *
|
Шейх
Палаччи против убийц ислама
Александр Рыбалка
Газета "Время", 14 августа 2003 года
Сегодня в странах Запада ислам уже мало кем воспринимается как религия.
Для большинства так называемого «цивилизованного мира» ислам – это идеология,
позволяющая убивать без особого ущерба для своей совести. И если в
средневековом католицизме массовый террор инквизиции был достаточно стройно организован,
то у исламистов каждый сам себе – Великий Инквизитор. Подпольные группировки сами
выносят приговор, сами приводят его в исполнение.
В Европе сегодня десятки тысяч новообращенных мусульман, в основном
европейцев. Но тщетно ждать от них свободного владения арабским языком или понимания
потаенного смысла Корана. Ислам для европейцев – аналог нацизма, позволяющий
свободно ненавидеть и убивать евреев. Сегодня уже неприлично сказать: «Я
нацист, я люблю Гитлера и гестапо, и хочу убивать евреев». Приличный и даже модный
аналог этой фразы звучит так: «Я принял ислам, я люблю Арафата и «палестинцев»,
я хочу убивать евреев».
Однако ислам в виде религии все-таки существует. Это суфийский ислам,
вобравший в себя мудрость еврейской Каббалы и тайные обряды европейских рыцарских
орденов. Одно время суфийские ордена были чуть ли не господствующей ветвью в исламе.
Однако путь («тарикат» - так зовется суфийский орден) сложен и долог, нужно
начать с ученика... да и станешь ли мастером? А ваххабизм предлагает простой
выход: убей неверного – и возлежи всю оставшуюся вечность в раю на ягодицах
гурий...
Сегодня многие суфийские шейхи воюют с фундаментализмом, не щадя сил. Потому
что понимают: либо победит Европа – и тогда ислам будет запрещен, подобно
нацистской идеологии, без различия теологических тонкостей. Либо победит ваххабизм – и
тогда будут запрещены суфийские ордена, как носители опасной ереси
вольнодумства. Потому что суфизм в первую очередь требует от верующего
мыслить. Фундаментализм запрещает не то, что самостоятельно мыслить, но даже изучать
комментарии к Корану – чтобы лишние мысли не появились в голове.
В Риме я встретился с Абдулом Хади Палаччи, суфийским шейхом, главой
Ассоциации
мусульман Италии. Шейх, в отличие от многих его единоверцев, произраильски
настроен, что вызывает негативное отношение со стороны фундаменталистского
духовенства... и недоуменно-равнодушное отношение со стороны официальных
израильских властей. Хотя израильские правые всегда желанные гости у шейха в
Риме.
Шейх согласился дать небольшое интервью для нашей газеты, тем более что
газета с
аналогичным названием “Il Tempo” – «Время» - выходит в Италии (занимая, в
отличие от нашей скромной редакции, шикарное классическое здание на Пьяцца
де
Колонна).
Вопрос: - Скажите, шейх, чем вызван сегодняшний рост фундаментализма в мире?
Ответ: - Парадоксальным образом, в этом виноваты сами израильтяне.
Соглашения
Осло показали исламскому миру слабость Израиля. Саудовские шейхи увидели,
что
вложения в фундаменталистский ислам могут быть довольно перспективными – и
широкие финансовые потоки были направлены в группировки, которые раньше едва
перебивались. Ословские соглашения стали корнем настоящей проблемы.
Я сейчас прибыл с исламской конференции в Малайзии, и встречался там с
представителями российских мусульман. В частности, там был муфтий Ашеров,
работающий в Чечне... Он рассказывал, с какими сложностями ему приходится
сталкиваться, потому что Чечня первая попала под удар вахабизма. Делегацию
России возглавлял муфтий Салман Фарид, работающий в Казани. Он мне жаловался,
что сегодня российские власти еще недостаточно понимают опасность, которую
несет
в себе исламский фундаментализм. «У меня есть мечеть, медресе, несколько
тысяч
прихожан», - говорил мне он. «С остальным же многотысячным исламским
населением
Казани работают ваххабитские эмиссары, обученные на саудовские деньги, и
чаще
всего – в саудовских учебных центрах».
Еще одна существенная ошибка, которую сделал Израиль – он выпустил из своих
рук
контроль над мечетью Аль-Акца (Храмовой горой – А.Р.) Сегодня контроль над
одной
из святынь ислама, по сути, принадлежит фундаменталистам. И если раньше
представители суфийских орденов в Израиле – например, шейх Абдул Бухари,
представитель ордена «Накшбанди» - безоговорочно поддерживали израильское
правительство, то теперь они отмалчиваются, проявляют осторожность –
неизвестно,
как все еще может повернуться...
Вопрос: - Сегодня западный мир давит на Израиль с целью принятия плана «Дорожная
карта». Вы считаете, «Дорожная карта» улучшит положение или ухудшит?
Ответ: - Однозначно ухудшит. «Дорожная карта» - это не настоящий мир, а
очередное подписание ничего не стоящей бумажки. Арафат никогда не прекратит
войну против Израиля по той простой причине, что его подпитывают в основном
саудовские шейхи, а они намерены не прекращать войну вплоть до полного
уничтожения Израиля. К сожалению, в Израиле совершенно не понимают той
опасности, которую несет с собой исламский фундаментализм. Бороться
необходимо
не с отдельными террористическими группировками – на из место придут другие
– а
со всей структурой распространения ваххабистского ислама.
Вопрос: - Почему вы, мусульманин, так заинтересованы в этом?
Ответ: - Потому, что ваххабизм убивает не только европейцев или евреев. Они
убивает в первую очередь сам ислам. Многие так называемые «ваххабистские
шейхи»
на самом деле не имеют элементарного религиозного образования, и свои титулы
они
получили за успехи на ниве терроризма.
Тут я вынужден заметить – шейх Палаччи знает, о чем говорит. Он изучал
философию
в Римском университете – одном из старейших университетов Европы, после чего
продолжил обучение в исламском университете Аль-Ахзар, у Саида ас-Шарави –
одного из выдающихся богословов современного исламского мира. А лидер ХАМАСа
шейх Ясин вообще никакого богословского образования не имеет – он закончил
арабскую среднюю школу. Многие же «шейхи», особенно талибанские и чеченские,
вообще самозванцы, имеющие об исламе самое смутное представление.
В отличие от талибов, замотанных до бровей в экзотические тряпки, Абдул
Палаччи
носит обычную европейскую одежду. Глядя на этого интеллигентного человека
средних лет, вы бы никогда не подумали, что перед вами суфийский шейх,
одного
слова которого достаточно, чтобы сорвать с места сотни, если не тысячи
членов
его ордена. Исламисты давно точат зубы на шейха, поэтому на встречу он
приехал в
сопровождении троих телохранителей – в конце концов, просьба об интервью
могла
оказаться хитро завуалированной ловушкой ваххабитов. На протяжении беседы
телохранители, в числе которых был один здоровый негр, мирно пили кофе,
изредка
даже вмешиваясь в беседу по мере своего знания английского языка (вся беседа
шла
на английском, поскольку итальянским я, к своему стыду, не владею).
Вопрос: - Какой же выход вы видите сегодня для решения ближневосточной
проблемы?
Ответ: - Израиль должен полностью взять под свой контроль Ближний Восток и
часть
Среднего Востока, жестким образом подавить ваххабизм и поддержать союзников
среди мусульман, которых он имеет в лице суфийских орденов. Эта линия
подерживается сегодня общеевропейской Траснациональной Радикальной Партией,
с
лидером которой, Марко Панеллой, я сотрудничаю. Кстати, два месяца назад
Марко
Панелла посещал Израиль и встречался с Нетаниягу...
Вопрос: - Почему же израильская пресса об этом не писала?
Ответ: - В вашей стране огромную власть имеют саудовские агенты влияния,
которые
делают все для разрушения еврейского государства.
Вопрос: - Ваша теория умиротворения Ближнего Востока во многом совпадает с
доктриной гиперсионизма – идеологией движения «Беад арцейну»...
Ответ: - Ничего удивительного, ведь мы подерживаем тесные рабочие контакты с
Авраамом Шмулевичем, его лидером. Скоро несколько членов Ассоциации
мусульман
Италии должны посетить Израиль, где они встретятся с представителями «Беад
арцейну».
Чтобы у моих читателей не осталось ощущение «рояля в кустах», я объясню –
встреча была организована и подготовлена Авраамом Шмулевичем, давним
знакомым
шейха. А целью встречи было – показать израильским читателям, что в
принципе, и
с мусульманами можно вести диалог. Надо только знать – с какими, где и как.
|